Надо сказать правду, в России в наше время очень редко можно встретить довольного человека (конечно, я разумею исключительно культурный класс, так как некультурным людям нет времени быть недовольными). Кого ни послушаешь, все на что-то негодуют, жалуются, вопиют. Один говорит, что слишком мало свобод дают, другой, что слишком много; один ропщет на то, что власть бездействует, другой - на то, что власть чересчур достаточно действует; одни находят, что глупость нас одолела, другие - что слишком мы умны стали; третьи, наконец, участвуют во всех пакостях и, хохоча, приговаривают: ну где такое безобразие видано?! Даже расхитители казенного имущества - и те недовольны, что скоро нечего расхищать будет… (Салтыков-Щедрин, «За рубежом»)
В репортаже про новое открытие большого театра много ругали советскую реставрацию театра. Говорили, что советское руководство недостаточно богато всё сделало и обставило, а потому недостаточно точно восстановили театр. Сэкономили, пожалели денег. На сей раз, говорили в репортаже, всё сделано по высшему классу и за огромные деньги. Правда, на мой взгляд, акценты в репортаже выставили не совсем верно. Ведь важно не столько богатство театра, сколько история его аудитории.
В Российской империи Большой театр (да и театры вообще) был предназначен не для всех, а для богатых и сделан был соответственно. Идеология коммунистов стирала грани между классами и делала культуру и театры доступными для всех, поэтому богатство и пышность ожидаемо поумерили, а излишки денег пускали не на дорогое и блестяще, а на медицину, образование, промышленность. В новой России решили опять развернутся на всю капиталистическую широту, вбухав в реставрацию кучу денег, оторвав их, понятное дело, от чего.
В репортаже не рассказали, чем именно это чревато. Ведь деньги за реставрацию нужно отбивать, а в капитализме это всегда делается за счёт простого зрителя. Правда, в случае с Большим этот зритель будет не такой уж и простой. Большой театр, судя по пышности, становится развлечением только для очень богатых (в интернете билеты от 3000 рублей на самые плохие места до 15 тысяч рублей в первые ряды партера).
Тенденции давно видны и прозрачны. Культура и театры очень дороги в цене, а потому превращается в вещь, которая доступна только определенному классу. В современных удобствах это тоже видно. Наука и техника делает достижения уже не для всех, как было в советское время. За 4 часа с удобствами до Санкт-Петербурга могут доехать только богатые, бедным предлагается ехать за 8-12 в неудобных плацкартах.
Думаю, всё это только начало. Если раньше было расслоение по сословиям, то теперь оно четко намечено по богатству (во всем мире). Так и начинается новое рабство. Когда вроде бы все свободы и все развлечения существуют для всех, но заплатить за них могут лишь избранные, а потому равенство остается юридическим и формальным, фактически равенство невозможно и не станет возможным, потому что экономическое расслоение закреплено принципами капитализм. Оно должно быть, но, придумывая принципы, никто почему-то не задумался, что обогатиться и войти высший класс можно не только честным путем, а самые умные, честные, образованные и справедливые обычно бывают бедны. Особенно если строить капитализм быстрыми темпами.
Все мы получили примерно то, за что боролись. Торговые центры на каждом шагу, супермаркеты с едой всех сортов, цветастая одежда всех мастей на полках модных бутиков, развлечения на любой вкус, открытые дороги для любых путешествий. За это мы отдали свои социальные блага, хорошую медицину, образование, промышленность.
Вопрос теперь уже даже не в том, дорога ли эта цена, вопрос в том, что кое о чем нас забыли предупредить расписывая преимущества западного будущего. Нам забыли сказать, что все эти тысячи благ и свобод будут доступны только процентов для 30 населения нашей страны. Из них только 5 смогут брать всё это, когда захотят, а остальные будут непрерывно во многом себе отказывать, чтобы иногда почувствовать все эти удовольствия в полной мере. Я уже молчу о том, что нам никто не сказал, что в самой мудрой книге давно написано, что бывает с людьми, которые обменяли идеалы на чечевичную похлёбку, поставив удовольствия во главу угла.
В нашей стране в полной мере работают все законы судьбы и движения человеческого общества. Вот только мы не довольны. Правительство у нас не то, партия у руля не такая, как надо, президент недостаточно хорош… Всё это так, но эти громкие возгласы всё больше похожи на крики загнанного стада, которое давно не кормили и оно справедливо сомневается в адекватности пастуха. Но так ли значимо, ело стадо или нет, и так ли значима фигура пастуха, если путь не тот и это путь в бездну? И сытые и голодные по этому пути придут к одному результату.
Может быть, пришло времени остановиться в своём исступление и криках о том, что не те стоят и не там, о том, что лучшие женщины, машины и дома достаются не тем, о том, что вы тоже хотите дорогих, цветных тряпок? Смешно же каждодневно читать в лентах ЖЖ и контакта о партии жуликов и воров, будто вокруг одни малые дети, которые не понимают, как их легко и просто отвлекают от реальных проблем самым большим флешмобом в истории новой России.
Куда уж смотреть под ноги и думать о большом пути большой страны, если нужно непрерывно слушать зазывал и подхватывать их лозунги. И думать нужно, конечно, о политическом заказе, а не о том, как выбираться из той грязи, в которую мы попали. И дело тут совсем не в выборах и не в фигурах у власти. Дело в пути, по которому идут наши ноги.
Сменить пастуха, башмаки и лозунги на этом пути достаточно просто. Нелегко осознать этот путь, проанализировать его ошибочность и в сложнейшем умственном труде найти новый путь, а потом приложить невероятные усилия к тому, чтобы на этот путь свернуть. Вот только тыкать «мне нравиться» и делать перепост на очередную историю о том, в какой фиговой стране мы живём, или на очередной призыв свалить из неё намного проще. Все этим и занимаются, искренне удивляясь, почему их страна погибает.
Давайте продолжать заниматься фигнёй и вместе посмотрим, как случиться и новые гражданские войны, и вторая перестройка, и вторая приватизация, и новые ужасы девяностых. Никого не смущает, что всё это случилось под те же беззаботные крики населения про «партию жуликов и воров». Только тогда кромсали КПСС, а теперь ЕР. Вам непонятно, что все самые криминальные и вороватые куски КПСС потом вошли в новое правительство, а самые честные элементы в условиях нового времени оказались нежизнеспособны? Будем смотреть, как тоже самое случится с ЕР. Или наконец подумаем о том, как это неважно, и сосредоточимся на больших вопросах и проблемах?