Владимир Колдин
СКРЫТАЯ УГРОЗА
Рецензия на сериал «Галина», реж.Виталий Павлов,
производство &BFG Media Production, 2008 г.
Галина, о жизни которой снят сериал, – это дочь Л.И.Брежнева. Мелодрама. Фильм интересный, профессиональная игра главных актеров, прекрасное музыкальное сопровождение… хотя о музыке позже. Как обычно, авторы заявили, что события сериала – вымысел, и даже не все персонажи реальны. То есть, основан на исторических событиях, но если где чего приврали – художественный вымысел. Расскажу вкратце сюжет.
Действие происходит летом 1998 года. Главный герой фильма Бронников Василий Иванович, бывший сотрудник личной охраны Брежнева, работает на некоем предприятии, от которого он пришел осмотреть спецлечебницу и впоследствии установить видеокамеры для наблюдения за пациентами, заменив таким образом большой штат охранников («за границей так везде делают» – фраза из фильма).
Эта больница стала бы одним из многих других «объектов» Бронникова, если бы не некое событие: в одной из пациенток он узнает дочь Брежнева. Ее только что привезли с Канатчиковой дачи, где лечили от алкоголизма. Галина выглядит жутко: мало того, что это старая неухоженная женщина с серым нездоровым лицом – она сразу вызывает отвращение своим поведением. Себя она называет не иначе как принцессой (в реальности, говорят, такого не было и даже из персонала мало кто знал, что у них на лечении дочь бывшего генсека), на утверждение медсестры, что здесь (в больнице) хорошо, заявляет, что если та не была дочерью генерального секретаря, то и не может знать, что такое «хорошо» в принципе. Поведение одновременно и вульгарное, и жалкое. Эдакая беспричинная гордость за свое прошлое. Зрителю сразу показывают безнадежность положения Брежневой: находится она здесь не по причине какой-либо душевной болезни, а потому что ей негде жить.
Главный герой ведет себя неоднозначно: он пытается помочь несчастной, но и не упускает уникальный шанс, начинает записывать воспоминания необычной пациентки, как говорится, используя служебное положение. Далее мы наблюдаем за тем, как протекала прошлая жизнь Галины и как Василий Иванович ищет близких людей, которые могут забрать ее из больницы.
Когда нам показывают молодую Галину, живущую в деревне, мы видим совершенно другого человека (ее играет даже другая актриса). Молодая красивая девушка с веселым, но твердым характером. Безрассудная, шальная, непокорная, но добрая, простая, доверчивая. Она не признает авторитеты и делает все по-своему. В поступках Галя категорична: в отличие от матери, не прощает отца за то, что он на войне полюбил другую, и даже отказывается есть продукты, которые тот посылает семье. На протяжении всех серий нам показывают, как эта милая девушка постепенно превращается в брюзжащую алкоголичку. Видим мы и причины такого «превращения». С одной стороны – карьерный рост ее отца. Привилегии, доступные партийным деятелям, и постоянная занятость Брежнева Л.И. дают хорошую почву для избалованности. С другой стороны – постоянное разочарование в любви. Почти все мужчины, которых она любила, предавали ее, а кто не предал, с тем силой разлучил отец, пользуясь возможностями своей высокой должности. В итоге Галина, пытаясь приглушить боль от потерь, стала все чаще пить, постоянно устраивала праздники и продолжала искать и искать любовь. В конце концов, когда уже некому было за ней присматривать (отец умер, мужа посадили), Брежнева стала обычной пьянчужкой, в квартире которой стали собираться компании таких же, как она, любителей выпить.
Что же Бронников? Он основательно подошел к делу. Нашел покупателя на записи, начал встречаться с людьми, близкими Брежневой, провоцируя тех на воспоминания. Хоть он и записывает все беседы на диктофон для полноты картины, видна его надежда на то, что кто-нибудь, узнав об ужасном положении, заберет Галину к себе. Но таких не находится. Лучшая подруга способна только на то, что бы пронести алкоголь через проходную, а дочь заявляет, что продала квартиру матери, чтобы оплатить лечение ее от алкоголизма, она даже не испытывает никаких угрызений совести. Между тем зрителю с первой серии дают понять, что поиски напрасны. Лечение от алкоголизма не помогло (главврач говорит, что женщину и невозможно вылечить от алкогольной зависимости). Первая фраза Брежневой к пришедшей навестить ее подруге: «Принесла?». Жутко смотреть на то, как жадно она хватает пузырек со спиртным. Значит, если кто и заберет ее к себе, то Галина снова начнет пить.
Первые несколько серий я не понимал, какова цель этого фильма. Да, в фильме периодически есть критика советского государства, иногда – ненавязчивая в виде разговора-фона «я этого никогда не пробовала», иногда – явная в виде слов Брежнева, что в СССР невозможно сделать хороший автомобиль. Да, выворачивается грязное белье руководителя страны и его семьи. Показывают трудную жизнь в СССР и тут же выдают картину сытой беззаботной жизни в наше время – фразами медсестры «учу английский, а то в Турцию ездила и везде только пальцем тыкала», крупными планами мобильных телефонов и т. п. Но все это выглядит довольно мелким тявканьем моськи на слона. В то же время у меня внутри нарастало чувство безысходности, как будто это я нахожусь в больничной палате, и у меня нет никаких шансов на выздоровление. И в какой-то момент понял, что Галина в этом фильме – символ. Символ нашей страны. Символ несчастной и больной страны, цепляющейся за прошлое, которое сейчас никого не интересует, кроме желтой прессы. Страны, у которой было все и не осталось ничего – ни прав, ни имущества. И тогда все встает на свои места.
Сразу стало понятно, зачем такое навязывание образа несчастной женщины в прошлом и противного в настоящем. Да, можно покричать на своих соседей по палате, можно похвастать своим бывшим положением и называть себя принцессой, но это выглядит очень нелепо. Нам в головы вдалбливают «неважно, кем вы были в прошлом, теперь вы больны, и это неизлечимо». А чтобы нам было проще это принять, говорят, что мы не виноваты, так сложились обстоятельства, виновато руководство и предательство друзей. На уровне подсознания нам скрыто навязывают идею, что прошлое России – ничто, а теперь, чтобы наш народ не считали психами и не изолировали, нужно учить английский и мечтать о жвачке.
Удар получился скрытым и от того достаточно эффективным. Казалось бы, авторам фильма на этом можно было и остановиться, но они пошли дальше. Для усиления эффекта на вооружение была взята и музыка. Ее использовали для внедрения идеи об ущербности русского языка по сравнению с английским (или любым другим «цивилизованным»). Используется популярная музыка тех лет и, на первый взгляд, тут нет ничего необычного. Звучат мелодии как отечественные, так и зарубежные. Хитрость в том, как они «расставлены» в фильме. Когда на экране происходят важные события, то играет музыка зарубежная, а вот если пьянка, то звучат родные нашему уху мотивы. Главная тема – тема любви – звучит на французском языке, но некоторые строки вставляются на русском и поются с сильным акцентом. Звучит коряво, так как привычный для нас за десятилетия текст песни меняют, и когда звучат русские слова, хочется, чтобы они скорей закончились. Вдобавок к этому на протяжении всего фильма слово «импортный» произноситься с большим трепетом. Сочетание этих приемов «подкидывает» в наши головы мысль, что русский язык – вульгарный, а для понимания великих европейских ценностей, нужно изучать язык другой.
В заключение хочу сказать, что сериал «Галина» создан очень расчетливо. Увлекательный, насыщенный эмоциями сюжет затягивает, не позволяя заметить внушения идеи никчемности СССР и всего нашего народа. Самое гадкое в фильме то, что готовые выводы он умело выдает за выводы зрителя, и именно в этом его скрытая угроза.