Юрий Кирьянов
МИНИСТР УШЕЛ, А ОСАДОК ОСТАЛСЯ
Похоже, он что-то знает о будущем нашей экономики
Начнём с конца. После заседания комиссии по модернизации, состоявшейся 26 сентября, Президент Российской Федерации Медведев Дмитрий Анатольевич по представлению премьер-министра Путина Владимира Владимировича отправил в отставку министра финансов Кудрина Алексея Леонидовича. Формальным поводом к отставке послужило нарушение субординации со стороны теперь уже бывшего министра финансов.
Как все это было? Открывая заседание, Президент практически сразу перешёл к кадровому вопросу: «Хочу сказать несколько слов о дисциплине в правительстве. Все знают, что мы вступили в избирательную кампанию, и это сложное испытание. <…> Я так полагаю, что это влияет на нервную систему. С этим связан целый ряд заявлений, которые прозвучали в последнее время, как в нашей стране, так и за границей, например в США. <…> Вот Алексей Леонидович Кудрин, который здесь присутствует, сообщил радостную весть, о том, что не планирует работать в новом правительстве, и о том, что у него есть практические, серьёзные расхождения с действующим президентом. В частности, по вопросам расходов, включая военные расходы». Президент постепенно приближался к главной фразе. «Дисциплину и субординацию никто не отменял. Если вы не согласны с курсом президента, <…> у вас есть только один выход, и вы знаете, какой, – подать в отставку. Поэтому я обращаюсь вот прямо здесь к вам с таким предложением. Если вы считаете, что у вас есть иные взгляды на экономическую повестку дня, чем у президента, то есть у меня, вы можете написать соответствующее заявление об отставке. Ответить, естественно, нужно прямо здесь и сейчас! Будете писать заявление?»
Кудрин заявил: «У меня действительно есть с вами разногласия. Я приму решение в связи с вашим предложением, посоветовавшись с премьер-министром». На что Президент уверенным голосом ответил: «Вы можете посоветоваться с кем угодно, и с премьер-министром, но пока я президент, такие решения я принимаю сам. <…> Вам нужно будет определиться и очень быстро, и сегодня дать мне ответ: или же вы исходите из того, что разногласия, которые вы называете таковыми, не существуют, и тогда вам придется по этому поводу дать комментарий. Если же эти разногласия существуют, я другого выхода не вижу, хотя мне, конечно, будет неприятно сделать то, что я сказал». Далее, обращаясь уже ко всем, подвёл черту: «Любой сомневающийся в курсе президента, правительства или любой человек, который имеет свой жизненный план, вправе обратиться ко мне с заявлением, но это нужно делать открыто. Любую безответственную болтовню мне придется пресекать, и я буду принимать все необходимые решения вплоть до 7 мая следующего года».
Итак, что же привело к подобной развязке? Относиться к Алексею Леонидовичу можно по-разному. В рядах нашего клуба «Суть времени» и союзных нам по духу патриотических объединениях отношение к его фигуре скорее скептическое: не считают его выдающимся экономистом. Однако то, что Кудрин был, пожалуй, единственным министром в нынешнем правительстве, который хоть за что-то отвечал, отрицать сложно. Этим что-то был бюджет, его, так сказать, вёрстка. Бывший министр был в курсе всех его параметров, как доходных, так и расходных его статей. И, работая с бюджетом, Кудрин ясно и чётко видел, что денег на социальные расходы, объявленные тандемом, брать неоткуда. Состояние нашей экономики печально, в первую очередь основные доходы поступают от продажи нефти, в то время как собираемость налогов в последние годы неуклонно падала. А с учётом кризиса и подавно. Кудрин также хорошо понимает нынешнюю конъюнктурную ситуацию с ценами на нефть. Сведя эти две тенденции у себя в голове и продлив их вдаль, не нужно быть гениальным экономистом, чтобы увидеть, что деньги в бюджете закончатся, и брать их будет негде. Они закончатся даже в стабфонде примерно после выборов президента, в период с весны 2012 по осень 2013 года. Понимая всё это, Кудрин, похоже, не хочет быть причастным к экономическому краху, который произойдёт в указанный период. Опять же, если расходы в виде социальных обязательств не будут сокращены. А также если не будут найдены новые, альтернативные и сопоставимые по размерам с нефтяными, источники доходов. К этим «если» можно добавить ещё немного: если «Единая Россия» победит на выборах в Госдуму и Путин станет президентом в 2012-м.
Давайте посмотрим на цены на нефть. В 2006-м среднегодовая цена нефти марки Brent составляла 68 долларов. В то время как профицит федерального бюджета России в 2006 году на кассовой основе составил 1 триллион 999,39 миллиарда рублей. Если верить данным, содержащимся в материалах Минфина об исполнении бюджета за январь–декабрь 2006 г. Сегодня же ситуация, когда цена на нефть уже 105 долларов, а ещё совсем недавно была 125 долларов, запланированный в 2012 году дефицит бюджета РФ составит 869,2 млрд рублей. И это притом, что инфляция не превысит 6% годовых, а среднегодовая цен на нефть не опустится ниже ста долларов за баррель, во что может поверить только очень наивный человек.
Кудрин всегда позиционировал себя как некого беспартийного эксперта-экономиста, друга Владимира Путина, но в то же время демонстративно остающегося беспартийным. После кризиса 2008 года Кудрин стал выражать своё недовольство курсом Кремля на регулярной основе. Первым таким звоночком было расхождение с президентом Дмитрием Медведевым в мае 2009 года о сроках окончания кризиса. Произнося речь на коллегии министерства экономики, Алексей Леонидович утверждал, что дна глобального кризиса мир ещё не увидел, что российскую экономику может накрыть волна новых проблем и нынешняя благоприятная конъюнктура – лишь временно е явление. Тогда всё ограничилось рекомендацией президента «поумерить языки» и заявлением: «Если человек руководит министерством, ведомством и считает, что мы находимся в таком состоянии, это показывает, что он занимается не своим делом». Что можно вполне рассматривать как предложение подать в отставку.
Можно вспомнить его конфликт с «Единой Россией» в начале 2010 года, где на первом канале, в передаче главного жанрового интервьюера страны Познера министр заявил, что в партию вступать не будет, а так же что она слишком сильно использует административный ресурс. В ответ партия сама заявила, что принимать Кудрина не намерена из-за идеологических разногласий. Хотя какие они могут быть у либерального, прозападного министра с либеральной, прозападной партией? Фактически, в каждом более или менее публичном выступлении министра после кризиса можно было слышать, что деньги в бюджете очень быстро закончатся, если продолжать такими же темпами увеличивать расходы и ничего не менять. Или, используя более дипломатичную формулировку самого экс-министра, «не проводить реформы более активно».
Более сильно углубляться в конфликты Кудрина и Медведева для увеличения объёма текста не буду. Коротко отмечу, что подобные по накалу разногласия были и еще. В мае 2010 года, когда Кудрин усомнился в инициативе президента по «Сколково». Подверг сомнению программу президента о перевооружении до 2020 г. Так же можно вспомнить реакцию бывшего министра относительно инициативы Президента о сокращении страховых взносов с 34 да 26 %: «сейчас мы делаем большой шаг назад». Вообще-то при подобных заявлениях министра должна следовать немедленная отставка. Но, учитывая что её не следовало, можно предполагать что в 2009–2010 годы политический вес Медведева и Кудрина был примерно равный. В нынешних заявлениях Кудрина можно усмотреть личную обиду с мотивом примерно таким: «как так, надо мной ставят начальником этого?» Как минимум, равного, по собственному мнению Кудрина. А если понаблюдать за высказываниями и тоном высказываний Кудрина в последние года полтора, то можно предположить, что он имел виду себя на пост премьер-министра после ухода Путина.
Итак, в то, что социальные расходы, особенно в преддверии выборов, будут сокращаться поверить тяжело. Ведь сейчас именно тот период, когда нужно задабривать избирателя новыми повышениями зарплат и пенсий. Демонстрировать всем, как «Единая Россия» заботится о гражданах, строит дороги, мосты. Иначе говоря, вводит в эксплуатацию новые объекты жилья и инфраструктуры. Это достойная партия и нужно непременно всем голосовать за неё. Где взять новые источники доходов при сохранении нынешнего курса, также не видно. Нынешние радения по вступлению в ВТО наряду с «промышленной политикой» и заботой о сельском хозяйстве ответа на этот вопрос не дают. Так что эту отставку можно считать очередным подтверждением краха, который ожидает нашу страну в ближайшем будущем.
Уедет ли Кудрин в Лондон вслед за Лужковым? Не думаю, он хорошо усвоил уроки. Публичного забивания клина в отношения тандема (за что поплатился московский мэр) не было, речь идёт о разногласиях по бюджету. Не политических, а, если можно так выразиться, сугубо прикладных. Во всяком случае, Медведев говорит именно так и оставляется возможность Кудрину остаться в правительстве. Что не исключает ситуацию «один пишем, два в уме». Возможность остаться у Кудрина была, надо было лишь изменить позицию по расходам. Извиниться или уйти потребовал президент. Алексей Леонидович выражал готовность работать на любой должности в правительстве, опять же, повторюсь, «если проводить реформы активно». Министр выбрал отставку. Очевидно, от понимания того, что расходы уменьшаться не будут так же, как и не будет новых доходов. Что краху – быть и что он не хочет себя с ним связывать. Кудрин все равно бы ушел, о чём он прямо и заявил, но поскольку по соображениям субординации вопрос об отставке был поставлен ребром на заседания комиссии по модернизации, немного поразмыслив, Кудрин решился уйти сейчас. Сейчас или на полгода позже – не принципиально в данном случае.