виртуальный клуб Суть времени

Когнитариат и его производительные силы

 

Антон Алексеев, киевская ячейка клуба «Суть времени»

Когнитариат и его производительные силы

Дискуссии о когнитариате как субъекте грядущих социальных трансформаций, актуальность которых равна их сложности, – ключевые для определения стратегии движения "Суть Времени". Формулировка понятия "когнитариат" как формирующегося социально-экономического класса информационного общества предполагает раскрытие его экономической сущности, невозможное без описания его производительных сил.

Производительными силами когнитариата являются данные и информация. Именно информация (обработанные данные) с каждым годом становится всё более важным элементом человеческой жизни и жизни общества в целом. Информация сегодня – почти универсальный инструмент. С её помощью можно разбогатеть, выиграть войну, стать культовой личностью, уничтожить своего противника и многое другое.

Все мы без труда можем найти примеры вышеперечисленного: кто-то создал поисковую систему в виртуальной сети и разбогател, другой поместил ролик в интернете и его просмотрели миллионы. Все мы знаем о твиттер-революциях и о том, как испорченная репутация, возникшая в результате выплеснутой в СМИ информации, погубила крупных политиков и бизнесменов.

И что важно, всё это в принципе можно сделать сегодня, даже не имея привычно понимаемых производительных сил, таких как люди, земля, капитал.

Как это можно себе представить?

Если графически изобразить доминирующие средства производства разных исторических периодов (рабовладельческого, феодализма, капитализма и информационной эпохи) в виде прямоугольников определенной площади, и наложить их друг на друга, то каждый последующий период будет вмещать в себя предыдущий (см. рис.1).


 

В рабовладельческом строе доминирующей производительной силой были рабы (люди). За этот ресурс боролись, ради него начинали войны – основное средство борьбы рабовладельческой эпохи.

В феодализме доминирующим средством производства становится земля. Феодалы стремились расширить свои владения, что автоматически давало им возможность управлять крестьянами и ремесленниками, населявшими захватываемые силой территории.

С наступлением капитализма доминирующими производительными силами становятся финансы, инфраструктура, машины – то есть то, что в политэкономии называется капиталом. Владеющий капиталом де-факто владеет землёй и людьми, так как оба этих ресурса легко приобретаются в соответствии с правилами игры, установленными капиталом. Господствующим видом борьбы в этот период становится борьба за капитал, чему пример торговые колониальные войны за рынки сбыта, а в дальнейшем – за экономические зоны влияния, интеллектуальные и материальные ресурсы.

В информационную эпоху тезис «кто владеет информацией, тот владеет миром» – материализуется. Владеющий информацией способен влиять на капитал, землю и на людей. Борьба, в том числе и между государствами, в первую очередь идёт в информационном пространстве, превращая традиционную и экономическую войны в частные случаи войны новой, информационной.

Основным производителем информации в информационном обществе является класс работников интеллектуального труда, называемый когнитариатом. Сегодня и в ближайшем будущем большинство когнитариев занимаются отнюдь не инновациями и постоянным созданием новых информационных продуктов. Сейчас интеллектуальный труд подразумевает любую деятельность, где информация является основным орудием труда и средством конкурентной борьбы. Ее создают, обрабатывают, распространяют и используют так называемые "белые воротнички": офисные работники, дизайнеры, преподаватели, музыканты, консультанты, юристы, маркетологи и т.д. Доля когнитариата в мировом производстве товаров и услуг неуклонно растёт на протяжении всей истории человечества. Уже существуют транснациональные корпорации, занимающиеся исключительно предоставлением информационных услуг. Такая ситуация приводит к увеличению потребности в людях, которые работают с информацией (то есть в когнитариях): это легко можно увидеть на примере роста количества ВУЗов и людей с высшим образованием, который наблюдается в последние десятилетия.

Информация уникальна тем, что она воспроизводима. То есть количество потребителей, которые могут получить один и тот же информационный продукт, ничем не ограничено. Это даёт возможность говорить о принципиально ином подходе к распределению информационных благ.

К сожалению, современная ситуация показывает, что в информационном поле используются традиционные капиталистические, эксплуататорские подходы. Накопление информационных капиталов, авторское право, торговые марки и многое другое приводит к тому, что определённая информация и право владеть ею концентрируется в руках меньшинства. Более того, это меньшинство, используя свой информационный капитал, эксплуатирует большинство, присваивая себе информационный продукт, созданный когнитарием. Как это происходит?

Один из примеров – монополия на прямой доступ к потребителям услуг когнитариата. Обычной является ситуация, когда молодой специалист нанимается в компанию не по причине того, что его уровень знаний не позволяет ему работать самостоятельно, а из-за отсутствия прямых выходов на потребителей своих услуг.

Другой пример – ограничение распространения информации. Это можно наблюдать при овладении навыками (орудиями производства), необходимыми для работы когнитария. Речь идёт об образовании. Действующее законодательство и обычаи общества построены таким образом, что единственной реально признанной возможностью получить образование является обучение в учебных заведениях.

Эта ситуация порождает естественную монополию на предоставление такого рода информационных услуг. Пользуясь этим обстоятельством, монополисты устанавливают плату за обучение, которая постоянно увеличивается, а наличие льготных бюджетных мест только порождает коррупцию.

Такие примеры неравного распределения информационных благ можно приводить довольно долго.

Усиление роли информации во всех сферах жизни человека и общества, её уникальные свойства дают принципиальные возможности создать новую систему распределения благ.

Однако эти возможности становятся сомнительными благодаря внедрению в эту сферу обычных для современного общества принципов личной наживы и пренебрежения общественными интересами.

Приведет ли это к потере уникального шанса, который появился у человечества? Время покажет.

 

ВложениеРазмер
1.jpg14.73 КБ
Выпуск: 
Пилотный номер