От администратора. Хочу отметить, что статья Яны Сиденко выходит как раз в годовщину публикации ее книги "Хочу жить на Западе..." на нашем сайте. Автор поздравляет всех товарищей по движению с наступающим Новым годом, а всех православных - с Рождеством Христовым. Админ присоединяется к поздравлениям и пожеланиям автора.
На протяжении многих лет каждый раз, когда меня спрашивают, каковы мои политические убеждения, я отвечаю: «Православно-коммунистические».
Реакция спрашивающего, независимо от его личной политической позиции, от вероисповедания и возраста, как правило, всегда одинаковая: у собеседника лезут глаза на лоб и он говорит: «Но это же – совершенно несовместимые вещи!»
«Наоборот, – говорю я, – это вещи не только отлично совместимые, но даже, можно сказать, неотъемлемые друг от друга!» Поскольку вопрос этот на данный момент является очень живым и серьёзно занимает большое количество людей, попробую изложить свои соображения в данной статье. Хочу подчеркнуть, что целью этой статьи ни в коем случае не является обращение читателя в христианскую веру или склонение его в сторону приверженцев коммунистической идеи. Просто, поскольку речь идёт непосредственно о нашей стране, о её судьбе и о её народе, я считаю, что эта тема заслуживает честного диалога между людьми, находящимися на двух таких – как кажется на первый взгляд – разных позициях: между православными и коммунистами.
Эта статья не является исключительно плодом моих измышлений. Во всяком случае, я постараюсь в максимальной степени избежать беспочвенных трактовок. Здесь будут cведены воедино некоторые факты из нашей истории, а также будет сделана попытка обобщения и анализа перечисленных фактов.
«Очередная бесплодная попытка примирить две непримиримые позиции! Чушь!» –скажет тот или иной читатель. Ну что же, отвечу сразу – это статья не для тех, у кого вопрос его принадлежности к одной или другой из этих позиций является вопросом слепой, исступлённой веры по типу: «Я хороший, а они – мерзавцы!» Эта статья предназначена для тех, кто способен независимо от своих убеждений максимально беспристрастно прочесть и логически обдумать нижеприведённые факты. А потом ещё раз обдумать это на досуге и сделать кое-какие выводы. А потом – всё чаще и чаще возвращаться в мыслях к этой теме. Итак, начнём.
Прошло уже более 20 лет с тех пор, как не стало Советского Союза. Не стало страны, идущей путём коммунизма, страны, воплощавшей в себе красные, т.е. коммунистические идеалы, страны, перенявшей в момент своего становления девятисотлетнее христианское наследие, страны, указывавшей путь, по которому захотели пойти многие страны мира. Двадцать лет – это большой срок. Но по-прежнему не стихают взаимные упрёки между представителями Православной церкви и убеждёнными, пламенными коммунистами. По-прежнему остра, как лезвие, и болезненна не только сама фундаментальная, базовая тема единства взглядов и действий на пути совместной борьбы со стремительно растущим и наступающим злом, тема совместного труда на пользу и для развития и укрепления нашей страны, России, но и даже тема какого-либо объединения усилий в каком-либо сиюминутном ситуационном союзе (например, при действиях против внедрения ювенальной юстиции в России).
Позиция одной из сторон:
Со стороны большинства информационных источников, несущих мнение представителей Православной церкви вот уже больше 20 лет непрестанным потоком изливаются упрёки по адресу Советского Союза как непримиримого гонителя и истребителя православной веры, как убийцы в людях всего святого, а советской эпохи очень часто – вообще как эпохи жестокости и зла. Даже на основном православном телеканале России «Союз» не проходит и дня, чтобы не транслировались передачи, перемежаемые интервью зачастую совсем ещё молодых людей о том, какими страшными были советские времена для всех верующих. Понятное дело, что в советские времена по церкви и по верующим людям было нанесено очень много ударов, особенно в начальный период становления РСФСР и затем СССР. Понятно, что удары эти были тяжёлыми, жестокими, и никто не призывает погрузить их в забытье.
Но почему же страна, в которой до революции больше 70% были православными (а более 80% населения согласно переписи населения от 1897 г. – христианами)[1], стала после Октябрьской революции с таким оживлением и исступлением крушить храмы, сбрасывать под крики толпы кресты с куполов и колокола с колоколен? Ведь нельзя же себе представить, если руководствоваться при этом здравым смыслом, что все, кто в масштабах нашей огромной Родины крушил и взрывал церкви, осквернял святыни, высмеивал и арестовывал священнослужителей, доносил и клеветал на них, были лишь большевики, исполнявшие непосредственный приказ партии, начальства! До сих пор сохранились видеозаписи того, как ликовал и помогал осквернителям стоящий вокруг народ. Массы простых людей по всей стране принимали участия в этих акциях. Почему? Что за причины побудили их это делать?
Здесь представляются немаловажными три фактора, которые могут многое объяснить.
Во-первых, начиная с реформ Петра I и, особенно, на протяжении всего XIX века, в нашей стране усиленно происходило обмирщение[2], выхолащивание и озападнивание веры. Об этом свидетельствуют серьёзные труды и споры между славянофилами и западниками XIX века, а также произведения наших великих писателей: Гоголя, Достоевского и других. Сама церковь в земном её измерении – как совокупность верующих мирян и клира – долго, стойко выдерживала натиск и противостояла этим искушениям. Но всё же уход института церкви от завещанной Христом и Святыми Отцами традиции в сторону светского образа жизни, засилье западного схоластического духа серьезно пошатнули устои веры каждого единичного верующего, поскольку единичный человек, как и каждый из нас, в силу человеческих слабостей не может в одиночку противостоять наступающим на него искушениям. И с верующими христианами случалось то же самое: их вера выхолащивалась, теряла сакральность, люди концентрировались на проблемах мирской жизни, забывая о жизни вечной. Следствием стали процессы, давно уже шедшие тогда на Западе – формализация веры, то есть, христиане стали превращаться из истинно верующих в номинальных.[3]
Во-вторых, в царские дореволюционные времена среди простого народа была широко распространена безграмотность. Общий уровень грамотности на момент переписи населения Российской Империи от 1897 г. составил 21 %.[4] Причём, это была безграмотность не только в виде неумения читать и писать: она отражалась также в непонимании многих элементарных христианских вероучительных основ. У большинства рабочих и крестьян не было возможностей получить это образование ни в мирских, ни в церковных образовательных учреждениях. Отсюда и пошли "легендизация" и народный фольклор в представлениях о православной вере. То есть – прямое откатывание в язычество. Например, "тёмный деревенский парень" царских времён был уверен, что гроза с громом и молнией – это пророк Илья, который грохочет по небу на своей колеснице и разбрасывает огненные стрелы на всякую нечисть. А когда тот же самый парень получал в большевистской России даже самое мало-мальски приемлемое образование, он сразу узнавал, что гром и молния – естественные явления природы, порождаемые отнюдь не пророком Илией, как он прежде свято верил. Такое вот знание также стало серьёзным ударом по вере, поскольку там, где сомнение и недоверие – там и до неверия недалеко.
И, в-третьих, нам никак нельзя забывать тот факт, что Русская Православная Церковь в лице Святейшего Синода отреклась в феврале 1917 года от Богом помазанного царя и благословила Февральскую буржуазно-демократическую революцию. Даже не давая никакой оценки этому факту, оставить его без внимания никак нельзя. Уже через несколько дней после свержения монархии под председательством митрополита Киевского Владимира состоялось заседание Святейшего Синода.
Св. Синод заявил: «Временное правительство в лице своего Обер-прокурора В.Н. Львова 4 марта в торжественном открытом заседании Святейшего Синода объявило нам о предоставлении Святой Православной Российской Церкви полной свободы в Её управлении, сохраняя за собой лишь право останавливать решения Святейшего Синода, в чем-либо несогласные с законом и нежелательные с политической точки зрения. Святейший Синод во всём пошел навстречу этим обещаниям, издал успокоительное послание к православному народу и совершил другие акты, необходимые, по мнению Правительства, для успокоения умов»[5]. Архиепископ Новгородский Арсений говорил о появлении перед Российской церковью больших перспектив, открывшихся после того, как «революция дала нам (Церкви) свободу от цезарепапизма»[6]. Тем самым фактически Синод признал государственный переворот правомочным и официально провозгласил начало новой государственной жизни России, а революционные события объявил как свершившуюся «волю Божию». Церковь присягнула Временному правительству и благословила его[7].
Для простого народа, сохранившего вековую память о царе на престоле как о помазаннике Божием – совершенно независимо от отношения его (народа) к царю – это событие было большим потрясением, сломом в его сознании: «значит, если помазанник Божий так быстро может быть скинут, а революция благословлена церковью, то теперь всё можно и всё возможно!» А ведь аналогия народного отношения к помазаннику Божию и отношения к Богу налицо, и шок от Февраля может быть вполне выражен словами Ивана Карамазова: «Если Бога нет, то все позволено»... Не будем обсуждать политику и действия самогó последнего царя, это – тема отдельного большого исследования. Но эти события обозначили начало совершенно новой эпохи как в сознании народа, так в отношении его к вере.
Так что конфликт и внутренние противоречия как внутри института церкви, так и в умах простого крещёного люда назрели задолго до Великой Октябрьской социалистической революции. В связи с этим антирелигиозная политика большевиков первой волны сама по себе была не столько первопричиной, сколько толчком, инициировавшим лавину начавшихся гонений на церковь, в которых приняла участие значительная часть простого крещёного люда. Причём, следует заметить, что Ленин при всей его личной неприязни к христианству, приняв страну с многовековым православным духовным наследием, сознательно не отказался от всех основных моральных, ценностных и духовных устоев, столетиями существовавших на христианской Руси. Он посчитал совершенно необходимым перенять большую их часть, сделав их советскими ценностями, упразднив или сильно сократив при этом сам институт церкви.
Да, тогда настали очень тяжёлые времена для всей Православной церкви, да, были гонения и осквернения храмов. Во многом, как следствие внутренних противоречий, существовавших ещё в царской России, о чём вкратце говорилось выше. Да, наступили времена мученичества и исповедничества. Но никак, ни при каких обстоятельствах нельзя забывать или отодвигать на второй план того факта, что не будь Красного проекта – Советского Союза, не было бы вообще никакой России и, следовательно, не было бы Русской Православной Церкви.
Теперь уже ни для кого не секрет, что начиная с Первой мировой войны и особенно во временя Гражданской войны, интервенты из разных государств "затачивали зубы на Россию". Это сопровождалась боевыми действиями на территории России как войск стран Четверного союза, так и войск стран Антанты[8]. Т.е. фактически за нашу территорию воевали Германская империя, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгарское царство, Финляндия, Великобритания, Франция, США, Япония, Польша, Чехословакия, Италия и т.д., всего 14 государств. Целью интервенции была совсем не помощь Белому движению. Белую армию просто использовали в своих целях западные элиты. Так вот, "Франко-английское соглашение", заключённое в Париже 23 декабря 1917 года, т.е. соглашение о разделе России на сферы влияния[9], было лишь одним из первых шагов в дележе "русского пирога" между иностранными державами[10]. Неужели при таком раскладе политической и военной обстановки кто-то ещё может предполагать, что западные державы, разделив Россию на лоскутное одеяло своих колоний, оставили бы нетронутой Русскую Православную церковь? Достаточно вспомнить то, что делали всегда с православным народом и с нашими святынями псы-рыцари, польские интервенты во времена Смуты, цивилизованные наполеоновские армии и т.д. Православная церковь одной из первых была бы положена "под топор" как институт, формирующий культурное ядро и кристаллизующий идеологический стержень русского народа, русского общества, русской государственности как таковой.
Пример недостаточно ясен и есть много спорных вопросов? Давайте возьмём другой пример. Не было бы Красного коммунистического, советского проекта – не было бы нашей страны, а было бы "Lebensraum im Osten" – "жизненное пространство на Востоке" – Третьего рейха. Согласно генеральному плану "Ост" Альфреда Розенберга были бы выжженные поля и сёла, разбомбленные города, уничтоженные 50-60% русских в европейской части Советского Союза, ещё 15-25% – депортированных за Урал, и 25% уничтоженных украинцев и белорусов[11]. И что же, разве оставалось бы в такой ситуации – уже без России, уже на восточных землях Третьего рейха с подлежащим уничтожению большинством населения и подлежащим "ариизации" меньшинством "недосверхлюдей"[12], затерявшихся на территории бывшего СССР – место для Православной церкви?
Вы скажете: «А как же "Псковская миссия"?» Отвечу: «А как же взорванная, варварски разрушенная и осквернённая, превращенная в мусорную свалку фашистами одна из главных православных святынь – Новоиерусалимский монастырь?»
Независимо от отношения к Красной Армии и к большевикам следует признать тот факт, что одной из основных их целей было сохранение целостного, сильного, растущего и развивающегося государства, чего в итоге и удалось достигнуть на длительный срок. Так что, не будь нашей Красной Победы, красного флага над Рейхстагом – не было бы России, не было бы и Православной церкви.
Многие деятели и иерархи церкви по заслугам оценили это и открыто выразили своё отношение к коммунизму и СССР в частности. Например, известный хирург, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (прославленный в лике святых), который, кстати, неоднократно подвергался арестам и ссылкам, писал: «В Великой Революции, в социализме и коммунизме народы СССР познали новые принципы нравственности, основанной на долге перед Родиной и государством, на товариществе в работе и жизни, во взаимном уважении... Безмерно велико совершённое революцией уничтожение экономических основ зла общественного и зла индивидуального. Но столь же велика задача искоренения источников зла в сердце человеческом, которую исполняет Церковь Христова по завету Своего Учителя и Главы. Проповедь любви и братства должна стать великим дополнением проповеди долга и товарищества»[13]. Неслучайно два Патриарха – Сергий (Страгородский) и Алексий I (Симанский) – не скрывали своего положительного, благодарного отношения к Советскому Союзу, его заслугам и лично к Сталину. Над всем этим стоит поразмышлять.
Позиция другой из сторон:
Со стороны большого количества левых, коммунистических движений, просто пламенных коммунистов, приверженцев Красного проекта, а также людей, искренне стремящихся возродить Советский Союз, выстроить заново СССР 2.0 также не стихает критика христианства как такового и Русской Православной Церкви в частности. Приходится слышать, что христианская религия уже не только мракобесие, но ещё и способ одурачивать людей, заставляя их покорно "плясать под дудку" коррумпированных властьимущих. Церковь обвиняют в том, что она всегда была инструментом государства и служила лишь корыстным интересам правящего класса.
Но если всё сказанное гипотетически принять за правду, то многие вещи становятся совсем непонятными. Каким же образом русский народ во все предыдущие века, а в особенности в XX веке, всегда проявлял беспримерную доблесть, храбрость, отвагу и, одновременно, милосердие к поверженному врагу, чего не встречалось, не было замечено в аналогичных ситуациях у других народов мира? Почему русский народ, русские люди каждый раз в период тяжких войн спасали не только себя, но и, ценой своих жизней, остальные страны и народы? Неужели такие высшие проявления духа возможны в среде, где церковь служила лишь тому, чтобы одурачивать людей?
Именно благодаря столетиям христианского воспитания, христианским принципам духовного подвига и роста, впитыванию опыта Отцов Церкви, учению о мире, терпимости и любви к ближним (к народам разных национальностей и вероисповеданий), народ нашей страны создал великое и славное Отечество – империю, сохранившую свою культуру и науку, свой дух и свою самость, несмотря на многовековое противостояние нашествиям с Запада и с Востока. Собирание земель, объединение народов, противостояние разного рода беззакониям, удерживание распространения зла, существующего в мире – в этом состоит так называемое «Русское чудо». Народ нашей Родины – это народ, издавна взваливший на свои плечи бремя государства-катехона, бремя удерживающего[14], бремя противовеса всеобщему злу, народ, ведущий постоянную борьбу со злом и регулярно его побеждающий, принося мир и спасение другим странам. «Государство – это средство, с помощью которого народ длит и развивает своё историческое предназначение. Только поняв это историческое предназначение до конца и приведя себя снова в состояние, когда твоё Идеальное может быть подчинено этому историческому предназначению, можно стать народом. Но без государства русский народ не может – причём в большей степени, чем любой другой»[15]. Стали мы таковым в основном благодаря многовековому православному наследию. И этот факт признаётся как атеистами, так и людьми различный вероисповеданий.
Примеров тому – множество. «Взять, например, наши русские святцы: там среди мужчин приблизительно одна половина – монахи всех чинов, от простых иноков до архиереев, а другая половина – воины. Что это – случайность? Вопрос, думаю, риторический. Недаром самые славные люди в истории России и в истории других государств всегда были военные, то есть те, кто первыми отдавали свою жизнь за народ и Отечество»[16].
На Руси в православных монастырях обучали военному делу. Во время набегов кочевников храмы превращались в крепости. И защищали их сами монахи. На решающую битву с монголо-татарами, князь Дмитрий Донской пошёл с благословения св. преподобного Сергия Радонежского, который дал ему как для битвы, так и для поддержания православного духа в войске двух монахов, доблестных воинов: Пересвета и Ослябю. Чем стала Куликовская битва не только для Руси, но и для всех, ещё не покорённых татарами территорий, известно всем. Сергий Радонежский основал многие монастыри на Руси, которые служили не только сбережению духовных и культурных ценностей народа, но и учили защищать эти ценности и святыни. Т.е. иноки учили воевать за Родину и сами шли, надев облачение воина, сражаться и умирать за Родину, если это было нужно.
Во времена Смуты и установления на Руси польской власти именно монахи Троице-Сергиевой лавры выдержали 16-месячную осаду польско-литовских интервентов, выдерживая артобстрелы крепости и подкопные работы, цингу, голод и холод. Осаждённые, проводя активную оборону, ведя умелый артиллерийский огонь, не только успешно отражали штурмы крепости, но и сами производили частые вылазки, нанося большой урон противнику. Они показали всей стране пример стойкости и непоколебимой веры и положили начало духовной консолидации народа, а также отвлекли значительные силы Лжедмитрия II от Москвы, что помешало «тушинцам» овладеть российской столицей[17].
Когда Русская армия разбила Наполеона и победоносно освободила Европу, население Франции с ужасом ожидало того же, что делали "цивилизованные" европейцы в России: поджогов, грабежей, насилия, осквернения монастырей и храмов, убийств. Каково же было их удивление, когда воины Русской армии после серьёзных боёв повели себя во Франции, как скромные невинные юноши, приглашённые на прогулку и обед[18]. Никакого разбоя, насилия, осквернения святынь. Это ли не наследие христианства?
А как же советские солдаты, матросы, офицеры, которые ложились грудью на амбразуру стреляющего пулемёта или направляли свои самолёты, танки и корабли на таран? Православные священники воевали в одном окопе с атеистами, получали боевые ордена и награды, помня наставление св. Филарета Московского (Дроздова): «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша»[19]. Коммунисты поднимали в атаку оробевших бойцов, первыми шли в бой под град пуль и снарядов, отражали натиск фашистов до последнего патрона, а когда кончались патроны, взрывали и себя и врага. Дерзну предположить, что именно на полях сражений Великой Отечественной и произошло окончательное примирение большинства сражающейся верующей части народа бывшей Российской Империи, совсем ещё недавних крестьян, которые детьми малолетними стояли вместе с родителями на литургиях, – с теми самыми большевиками, немалая часть которых вела до войны активную антирелигиозную деятельность, которые на их же глазах рушили их же деревенские церкви, забирали священника неизвестно куда, издевались над верой их родителей. И вот теперь эти коммунисты, пользуясь единственным своим правом и привилегией[20], первыми шли в бой, первыми гибли на глазах у своих верующих товарищей и подчинённых. Сотни и тысячи гастелло и александров матросовых, будучи в большинстве своём атеистами, коммунистами, истинно, по-христиански приносили в жертву за своих ближних самое главное, что у них было – свою жизнь. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15:13)[21].
Прочитайте «Моральный кодекс строителя коммунизма». У вас не возникает каких-либо аналогий с христианскими основами, дорогие братья и сёстры? А у вас, дорогие товарищи, не возникает ли каких-либо аналогий, когда вы видите такие строки: «Не о себе каждый заботься, но и о других» (Фил.2:4); «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес.3:10); «Любите друг друга» (Иоан.15:12); «Все вы братья» (Мф.23:8)?
Поэтому именно в России, а не в какой-либо другой стране мира, удалось претворить в жизнь Красный коммунистический проект, при котором стойкость и мужество большевиков сочетались с заботой об униженных и оскорблённых. Проект, который не только удержал разваливающуюся на части империю и вышвырнул вон интервентов и оккупантов всех мастей, но и смог построить великую державу, которая единственная из всех стран смогла победить источник абсолютного зла – фашизм – и освободила весь мир от коричневой чумы, запустила человека в космос и одарила мир великими открытиями, стала путеводной звездой другим странам мира и достигла ещё многого-многого другого. Большевики получили наследие более чем девятисотлетнего православного воспитания Руси, сформировавшего её культурное ядро, и, несмотря на все реформы и процессы выхолащивания веры с петровских времён, на подсознательном, на духовном, на генетическом уровне наш народ нёс в себе именно христианскую основу жизни и миропонимания. Ни в каких других странах Красный проект такого рода не удался: он с треском провалился в странах Запада и переродился в нечто иное в Китае.
Что же такое само понятие «Красный проект»? «Красный глобальный проект – это идея, появившаяся в XVIII веке и направленная на то, чтобы соединить в себе Библейскую систему ценностей (то есть восстановить разрушенную с возникновением Реформации и Капиталистического глобального проекта систему ценностей) с идеей научно-технического прогресса, которая с XVI-XVII веков развивалась с использованием ссудного процента»[22]. Благодаря Красному проекту наша Родина получила совершенно новый, неизвестный царской России и всему Западу, вектор движения, спасая от развала стремительно разрушающийся в результате утверждения капиталистического общественного строя мир модерна.
Так что же получается – христианство и советский Красный проект неотделимы друг от друга? Готовый ответ тут будет излишним: пусть каждый сделает свой вывод сам.
И что же из этого следует? А только то, что это – совсем не главное: насколько любят или не любят друг друга православные христиане и коммунисты. Главное – что им придётся, как и ранее, вместе, бок о бок бороться не только против физического, но и против метафизического врага, целенаправленно вгоняющего в архаику нашу страну и мир в целом. А после этого придётся вместе восстанавливать нашу Родину, ограбленную и разбитую, высосанную и попранную своими и западными элитами.
С чего же начать? Задача действительно не из простых, но какой же русский отступался перед лицом трудностей?! Страна жива, она еще дышит, несмотря ни на что. Мы можем совершить невозможное. Для нового витка истории нам нужен «Новый человек». Не спешите с выводами – ни о каких марсианах, нанороботах и клонированных исполнителях речь не идёт.
Что есть «Новый человек»? Это – человек, соединяющий моральный кодекс православных христиан и моральный кодекс строителей коммунизма (внимание: я не хочу и не стараюсь повернуть разговор на христианскую стезю!). Вот так – невероятно, но вполне осуществимо. У первых христиан, обитателей катакомб была уверенность: «Я знаю, в кого уверовал» (2 Тим. 1:12) – вот главное и первичное зерно, импульс жизни «Нового человека». Это адекватно сегодняшней действительности. Человек может и должен быть готов умереть за то, во что уверовал, ради своего знания, своей веры и своей любви. Примеров во всей 1000-летней истории нашей страны – более чем достаточно. Например, Александр Невский. Разрушительные идеи, несовместимые с русским духом, духом русской государственности, русской верой, несли псы-рыцари. А люди – не только Александр Невский, но и простые люди в его войске – понимали, что страшны не вспоротые монголо-татарами животы, а страшны как раз эти идеи с Запада. И они сделали правильный выбор.
Великую Октябрьскую социалистическую революцию люди совершили (подхватили падающую власть) только потому, что у них был сильнее "хребет". Какого бы мнения читатель ни придерживался насчёт большевиков, они готовы были пожертвовать своей жизнью ради идеи. Это и были «Новые люди».
Дальше – Великая Отечественная Война. Брестская крепость, Севастополь, Сталинград, Ленинград. Гибли лучшие люди. Они гибли первыми и удобряли своими смертями почву для побед, прокладывали костями, так сказать, дорогу к космодрому и обеспечивали тем самым все возможности для возникновения последующих поколений «Новых людей».
После войны – гонка ядерного проекта, гонка за космос. Люди не щадили себя. Интервью и рассказы каждого конструктора, независимо от той конкретной области, в которой он работал (см., например, цикл документальных фильмов «Ударная сила»), показывают нам этих самых «Новых людей». Всмотритесь внимательно в лица, особенно – в глаза этих людей! Эти люди работали день и ночь, недоедали, не спали, создавая такое государство, которое защищало всех. В том числе и тех самых диссидентов, разваливающих собственную страну. Защищало от того, чтобы их не бомбили и не вешали на столбах "демократические" дяди с Запада. Вот что такое «Новые люди».
Что же делать?
Спасать человечество России не впервой. Что я хочу этим сказать: у нас есть такая ценность, которой мы можем поделиться со всем миром, чтобы спасся весь мир и каждый человек в нём (слово «спасаться» каждый может понимать по-разному, т.к. оно многозначно).
Западный путь следующий: Демократизация – любой ценой! Демократизация – есть стремление к насильственным политическим и социальным изменениям, направленным на установление западных ценностей в исторически сложившемся обществе и, попутно, экономических преимуществ для демократизирующей державы (объединённого Соединёнными Штатами Запада). Навязывают они свои ценности-на-экспорт, надобно заметить, только в том случае, когда у них есть минимум 6-10-кратное превосходство в силах. То есть цель Запада – навязать преобладание материальных ценностей над духовными и, одновременно, завладеть чужими богатствами. Ещё проще выражаясь: ешь, мол, пей, веселись, душа моя, а мы пока освоим твои природные ресурсы, а вместе с ними – и человеческие ресурсы... Например, донорские органы очень востребованы на рынке для богатых...
Разве это – тот путь, которым шла Россия на протяжении последней тысячи лет? Разве это – наш путь? Так каков же он – путь России? Мессианская идея для России не есть нечто новое. В отличие от других стран, Россия следовала своим мессианским принципам вплоть до полёта первого человека в космос – как в войнах, так и в открытии путей развития для мира. И в данный момент никто никого не агитирует! Мы ищем смыслы, которые двигали наше общество на протяжении веков и которые могли бы помочь нам успеть построить звездолёт на палубе уходящего под воду "Титаника".
Новейшая история – это советский Красный проект. При всём его кажущемся и декларируемом материализме, при всём спорном, чрезвычайно однобоком решении основного вопроса философии, идеальное, а также мессианство как раз и было тем самым стержнем, который позволил людям провести индустриализацию за 10 лет, победить сильнейшего из врагов – объединённую фашистской Германией Европу всего за 4 года. Не являются секретом те факты, что люди нашей страны, например, с радостью работали для того, чтобы поддержать дружественные нам страны.
Так что же получается? Налицо всеобъемлющий парадокс – официальная советская идеология провозглашает материализм (примат материи перед сознанием), а на практике в период расцвета и взлёта советского проекта в умах тех самых «Новых людей» царит чистый идеализм. И, как только материализм действительно проник в сердца людей, они выбрали джинсы и колбасу, доллары и "бумеры". Люди отказались от идеалов и возжелали капитализма.
Вот, оказывается, каков тот стержень, который пронизывает всю тысячелетнюю историю нашей страны: идеализм (проявлявшийся, в т.ч., и у самых прагматичных царей и диктаторов). Соединение идеализма и творческого конструктивного подхода для непременной реализации своих идей, а не просто возвышенные мечты ничего не делающих прожигателей жизни. Желание принести свои творения людям и поделиться радостью от сотворённого. Как говорил М. Горький: «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни - чувствовать себя нужным и близким людям!», – а также – «Если ты не за себя, то кто же за тебя? Но если ты только для себя – зачем ты?»[23]
Вы хотите изменить мир? Начните с себя. Дерзайте сами и меняйте мир вокруг Вас! Не опоздайте, завтра может быть уже поздно![24]