виртуальный клуб Суть времени

ПЕРЕВОД: Почему мы должны запретить символику ГДР

'Die Welt', ФРГ
Почему мы должны запретить символику ГДР
Автор: Рихард Херцингер
Дата публикации: 23-05-2013

Фото: picture-alliance / Wolfram Stein
Государственный герб и эмблема ГДР – молот и циркуль.

Шествие реакционеров, не желающих расстаться с прошлым ГДР, промаршировавших в униформе службы госбезопасности Штази и ННА (ННА – Национальная народная армия, вооружённые силы ГДР – прим. ред.) перед советским мемориалом в берлинском Трептов-парке 9 мая напугало общественность. Поэтому в ХДС и СвДП множатся голоса, требующие запрета на публичный показ символов СЕПГ (СЕПГ – Социалистическая единая партия Германии, прим. ред.). Фолькер Каудер, глава Объединённой фракции Бундестага, охарактеризовал эту ужасающую демонстрацию верности старым коммунистическим взглядам как провокацию против демократии. Он и его партия открыты для законодательных инициатив.
 
Так что, теперь остаётся лишь спорить о смысле самого запрета. Существенно важное качество демократии заключается в том, что можно и должно не только принимать к сведению крайние и направленные против свободы взгляды, но и принципиально уважать право их носителей на самовыражение.
 
По поводу каждого такого посягательства на свободу встаёт равным образом вопрос: где конкретно законодатель хочет провести границу между применением символов диктатуры в чисто политических целях и их использованием в виде некой фольклорной или иронической атрибутики в разных жанрах искусства, например, в сатире.
 
Так, если законодательное вмешательство может вызвать спор о нашем обращении с наследием режима СЕПГ, оно приветствуется. Срочно нужны активные общественные дебаты на этот счёт ввиду нарастающего смягчения реального исторического образа ГДР, государства, которое, отступая всё дальше во времени, видится всё больше и больше как странный курьёз, но не тем, чем оно было: зловещей тоталитарной диктатурой, которая сошла с исторической сцены относительно тихо и ненасильственно лишь потому, что Советский Союз, вассалом которого она была с самого начала, лишил её своей поддержки.
 
Забавные встречи «ветеранов трабанта» 

Бесчисленные «остальгирующие» киношки о якобы простых и безобидных буднях ГДР, забавные встречи «ветеранов трабанта» и оживлённая торговля военной атрибутикой вблизи туристических достопримечательностей германской столицы привели к приукрашиванию воспоминаний о второй немецкой диктатуре и преуменьшению угрозы, которая от неё исходила. Существует целый жанр ретроспективных комедий о ГДР, в которых репрессивная система СЕПГ представлена как череда наивно шутовских фигур и дел давно минувших дней.
 
Это представление неразрывно связано с широко распространённой в Западной Германии в восьмидесятые годы позицией, согласно которой коммунистическое государство на востоке Германии недооценивалось и считалось «удобной диктатурой».
 
К тому же, пропагандистам из окружения партии «левых», наследников СЕПГ, удалось в течении последних лет вновь упрочить в широких общественных слоях миф об «антифашистском» ядре государства СЕПГ. Поэтому и теперь «левые» рефлекторно отвечают на требование запретить символы ГДР доводами, что этим ГДР будет «приравниваться» к национал-социалистской системе, символика которой, разумеется, в Федеративной республике находится вне закона.
 
Однако запрет символов второй тоталитарной диктатуры на немецкой земле по аналогии с запретом символики ещё худшей первой никак не означает «уравнивание» этих систем. Скорее, нужно говорить о том, что до сих пор существовал прямой карт-бланш беспрепятственной демонстрации символов диктатуры ГДР, когда любой их запрет был полностью исключён, коль скоро до того в Германии было национал-социалистское варварство.
 
Справедливое желание не делать расплывчатым чёткий вывод о несопоставимости ни с чем национал-социалистской системы уничтожения превращается, таким образом, в свою противоположность: любая другая, кому что больше понравится, «умеренная» форма диктатуры предстаёт, если продолжить эту логику, лишь своего рода простительным грешком.
 
Миф об «антифашистской» ГДР

Фактически, тема «уравнивания» давно стала пропагандистским оружием, с помощью которого в некоторых либеральных кругах подавляется всякая попытка определить место коммунистической репрессивной системы в ряду тоталитарных систем ХХ века.
 
Бесспорно, в прошлом можно было прочесть даже в респектабельных либеральных немецких изданиях обескураживающие утверждения, что каждый, кто пытается представить подобную теорию тоталитаризма, ставит тем самым под вопрос и однозначность Холокоста. Это возмутительная клевета ввиду совершенно недвусмысленной позиции одной из классических представительниц теории тоталитаризма Ханны Арендт о беспрецедентности национал-социалистского уничтожения евреев.
 
К величайшей пропагандистской лжи коммунистической власти до последнего момента относилась и легенда об «антифашистском» происхождении её аппарата управления. В действительности в ГДР под эгидой марксистско-ленинской идеологии всякая подлинная «переработка» национал-социализма становилась невозможна.
 
То, что руководство ГДР участвовало в подготовке воинствующе антисемитских арабских спецслужб, таких как сирийские, а также поддерживало и содействовало палестинским террористам и тем самым помогало готовить второе широкомасштабное убийство евреев – один из фактов, который вряд ли укладывается в историческое сознание современной объединённой Германии.
 
Помимо всего прочего, не стоит забывать, что за коммунистической символикой ГДР стоят не только преступления, за которые должна отвечать сама диктатура СЕПГ, но и те, что на счету мировой коммунистической системы в целом, активной частью которой она была, и которая унесла около 100 миллионов жизней.
 
Как Путин переписывает историю

Конечно, ныне репутация коммунизма снова сильно лакируется. Прежде всего благодаря систематическим историческим фальсификациям, практикуемым в России при
Владимире Путине, что не вызывает у общественности даже сколько-нибудь серьёзного возмущения, не говоря уже о том, чтобы кто-то начал бить тревогу.
 
К 9 мая Путин возвестил с кремлёвской трибуны, что Советский Союз освободил Европу от бича национал-социализма. Это можно интерпретировать и так, например: один только Советский Союз. Но да, действительно: народы Советского Союза больше всех остальных пострадали от национал-социалистской машины уничтожения и заплатили самую большую цену собственной кровью, чтобы её остановить и загнать обратно в небытие. Без несокрушимой боевой мощи Красной армии победа союзников над гитлеровской Германией была бы немыслима.
 
Но вот что скрывает героическая, «ресоветизированная» версия истории от Путина: с 1939 года до лета 1941 года Советский Союз находился в союзе с Германией и благосклонно помогал поставками сырья поддерживать немецкую военную машину на ходу. А с лета 1940 года Великобритания была вынуждена противостоять Германии в одиночку.
 
При этом Советам никак не помешало то обстоятельство, что уже в ходе польской кампании началось преследование и убийство евреев. Напротив, согласно пакту Сталина-Гитлера Советский Союз аннексировал Восточную Польшу, отрезав пути к отступлению воюющей с Гитлером польской армии и ликвидировав 25 тысяч польских офицеров и представителей интеллигенции.
 
Каждый второй русский считает Сталина хорошим

В тот период немецкие коммунисты послушно остановили агитацию против национал-социализма, а Сталин не препятствовал выдаче высланных немецких коммунистов обратно в Германию. Свой «антифашизм» коммунисты обнаружили лишь тогда, когда уже на Советский Союз напал его бывший союзник.
 
Кроме того, Красная армия не смогла бы поддерживать свою военную мощь без щедрой американской помощи в виде поставок оружия. Все эти неприятные факты могут вновь кануть во тьму коммунистических антифашистских мифов, как и тот факт, что хотя Советский Союз изгнал из Восточной Европы гитлеровские войска, но восточноевропейским народам это принесло не слишком длительное освобождение. Им пришлось прожить ещё полвека при другой тоталитарной диктатуре, под властью которой они вскоре оказались.
 
Ведущееся в соответствии с новыми великодержавными мечтами «перелицовывание» истории при Путине даёт свой эффект: согласно последнему опросу 50% русских воспринимают образ Сталина более положительно, чем образы всех остальных советских руководителей. И новые веяния из Москвы подстрекают и здесь тех, кто продолжает ностальгировать по коммунизму – это достаточное основание отнестись со всей серьёзностью к дерзости, с которой они ведут себя в последнее время.

Фотосерия: «Символы ГДР, которые были и есть»
 

Фото: picture alliance / ZB
9 мая в берлинском Трептов-парке состоялось шествие людей в униформе службы госбезопасности Штази и ННА. На фото фуражки Национальной народной армии и Советской (Красной) армии, которые туристы охотно раскупают на сувениры рядом с бывшим контрольно-пропускным пунктом «Чекпойнт Чарли».
 

Фото: Getty Images
Демонстрация породила споры. В рядах ХДС и СвДП раздаются голоса, требующие запрета символики ГДР. К ним относится и эмблема службы госбезопасности Штази. (Надпись на эмблеме: «Министерство госбезопасности» – прим. пер.)
 

Фото: picture alliance / ZB
В центре кадра: эмблема Союза свободной немецкой молодёжи (ССНМ), на фото в Музее ГДР во Фридрихсбрунне (Гарц).
 

Фото: picture alliance / ДПА
Уже в 2011 году можно было видеть участника мероприятия у Мемориала социалистов на кладбище Берлин-Фридрихсфельде (месте захоронения К. Либкнехта и Р. Люксембург – прим. пер.) с нашивкой ССНМ.
 

Фото: picture-alliance/ ZB
В Тангермюнде одна местная фирма специализируется на «доставке восточных товаров». В ассортименте, например, этот головной убор Национальной народной армии.
 

Фото: picture alliance / ZB
Одна из самых главных точек торговли сувенирами в стиле «Остальгии» – «Чекпойнт Чарли» на Фридрихштрассе в Берлине. Здесь есть знамена с эмблемой ГДР, шапки-ушанки, матрешки и фуражки ННА и СА.
 

Фото: Getty Images
Музейный экспонат: настоящая форма лейтенанта ННА.
 

Фото: Getty Images
Под запрет подпадает, конечно, и флаг ГДР.

Источник: http://www.welt.de/kultur/history/article116466562/Warum-wir-die-Symbole-der-DDR-verbieten-sollten.html

Выражаем свою благодарность: скауту Елене Видергольд, переводчику Юлии Каплюковой, редактору kikuchiyo.