виртуальный клуб Суть времени

Деконструкция деконструкторов: пикет протеста на открытии выставки Марата Гельмана в Новосибирске

Сегодня, 31 мая, в Новосибирске открылась выставка Марата Гельмана «Родина». Можно надеяться, что теперь местечковый ажиотаж, поднятый в новосибирской прессе по этому никчёмному поводу, наконец-то закончится. И выставку смогут посетить те 200 человек местного бомонда, для которых она предназначена.

Напомним, что первоначально экспозицию планировалось разместить в Краеведческом музее и не когда-нибудь, а в канун Дня Победы. Однако администрация области, оценив острую общественную реакцию на планирующееся событие, приняла решение о переносе выставки на неопределенный срок. Негативно отозвался о ней и губернатор Юрченко.

Команда Гельмана не сдалась и оперативно нашла новое помещение, уже не государственное – здание бывшего аэропорта «Северный». Экспозиция была смонтирована и дело шло к открытию, когда в последний момент владелец выставочной площадки неожиданно принял решение расторгнуть контракт. Мотивировал он это тем, что здание аэропорта находится в аварийном состоянии, и не может принять большое число посетителей. При этом в прессе тиражировались различные версии, в том числе о «звонках сверху» и настоятельных просьбах отказаться от проведения мероприятия.

Одно время казалось, что выставка в Новосибирске все же не состоится. Ходили слухи, что экспонаты упаковывают и готовят к перевозке в Красноярск. Но они не оправдались. Сначала крупный политический союзник Гельмана Михаил Прохоров одёрнул зарвавшегося губернатора (дело дошло до прямых угроз). Потом, очень кстати, нашлась новая площадка для показа – здание бывшей «Сибирской ярмарки». Дальше все шло как по маслу, и наконец, 31 мая состоялось открытие.

В продвижении своей «Родины» Гельмана не остановила нарастающая убыточность проекта, вызванная чередой переносов выставки. Однако финансовыми потерями дело не ограничилось: сразу после торжественного открытия, перед входом в здание выставки был организован протестный пикет. В нём участвовали общественные организации  «Народный Собор» и «Суть Времени». Акция прошла в рамках деятельности «Культурного фронта». Целью пикета, по сути, было задекларировать свою позицию: в городе есть люди, которые считают выставку разрушительной для национального самосознания. Действительно,  декомпозиция русского культурного ядра (в терминологии советника Ельцина философа А.И. Ракитова) органично входит в практику российского извода Contemporary Art. Демонстрация альтернативной позиции крайне важна сегодня: люди, чувства которых выставка Гельмана оскорбляет, должны знать, что они далеко не одиноки.

В свете вышесказанного, не ставилось цели делать пикет особенно массовым. Однако и такая немногочисленная акция, похоже, привлекла внимания больше, чем сама выставка. Но обо всем по порядку.

Участники пикета еще только собирались, а торжественные мероприятия уже шли полным ходом. У входа на выставку была установлена сцена, на которой выступали музыкальные группы. Для кого устраивали концерт, не совсем понятно: участникам пикета и прессе он скорее мешал, а больше почти никого не было. По окончании музыкантам хлопало всего 2 (два) человека.

О выступающей группе нужно рассказать отдельно. Они использовали патриотическую символику – нарисовали на головах звезды. Перед тем, как начать петь, музыкант обратился к присутствующим с речью. Их песни, – заявил он – посвящены Родине. А ведь родина нам «какбэ мать». Но вообще, сказал он дальше, наша родина – весь земной шар. И все нам братья. Словосочетание «эта страна», по ходу оброненное во время монолога, окончательно убедило, что это наш пациент и мы пришли по адресу.

Дальше они начали петь хорошие человеческие песни, перемешивая их с блатняком, и специфическими комментариями. Справедливости ради стоит сказать, что пели неплохо, ребята не без таланта. Всё описанное представляет просто хрестоматийный пример постмодернисткого конструкта, когда смешиваются вместе совершенно разнородные вещи. Высокое с низким, прекрасное с отвратительным. В результате нивелируется первоначальный смысл всех исходных компонентов, их становится трудно отличить друг от друга. И в сознании на равных правах существуют геологи-первопроходцы, шпана, и солдат-зоофил (обо всем этом пели). Точно такой же приём нежизнеспособного смешивания используется и в работах, представленных на выставке.

Но вернёмся к пикету. Прессы было очень много (видимо, она заменяла зрителей). Вот если отреставрировать, например, Ветеранский сквер, то об этом расскажет максимум районная газета. Ну а снимать открытие этой выставки бросились все телеканалы. В ходе пикета у многих участников взяли интервью.

В целом акция прошла корректно, без инцидентов. Как обычно, Артём Лоскутов намекал на возможные провокации. Как обычно, их не было. Некоторые посетители выставки фотографировались на фоне протестных транспарантов. Но вели себя вежливо и в дискуссии не вступали. Отличился какой-то лысый мужчина. Он, чеканя шаг, прошел вдоль строя пикетчиков, приложив руку, как говорят в армии, к пустой голове. Все это также снимали на камеру. Была и странная девушка, которая ходила туда-сюда и заглядывала в глаза протестующим. Судя по расфокусированному взгляду и характерному подрагиванию подбородка, она перебрала с чем-то химическим. Жаль, что число мест в православных реабилитационных центрах города не позволяет помочь всем взыскующим.

Похоже, что пикет интересовал публику гораздо больше самой выставки. Неудивительно, что Лоскутов объявил пикет своим перформансом. Артёму не впервой присваивать себе чужой креатив, о чём свидетельствует история Монстрации, инициированной Максимом Неродой, а монетизированной Лоскутовым (см. госпремия Инновация-2010).
 
По слухам уже после того, как транспаранты свернули и участники акции стали расходится, все-таки случилось небольшое происшествие – кто-то плюнул в Вячеслава Мизина, местного арт-деятеля, одна из работ которого экспонируется на выставке «Родина». По всей видимости, это было постмодернистское цитирование перформанса отца Алексия из Краснодара.

Судя по картинке с центральных телеканалов, подобные народные арт-провокации сумели вызвать неподдельный испуг даже у таких прожжённых арт-провокаторов, как Марат Гельман, не говоря уже о нашем Мизине. Если эта тенденция получит своё развитие, не окажутся ли деконструкторы деконструированными (а вот «скептики останутся непосрамлёнными»)?

Описанный пикет - это лишь один из небольших этапов работы «Культурного фронта» в Новосибирске. Борьба за сохранение русского культурного ядра на сегодня является одной из важнейших наших задач. В ней способен участвовать каждый.

Фотографии с пикета.