14 марта в лицее-интернате №1 г. Курска среди школьников 10-го и 11-го классов нашей ячейкой был проведен урок мужества. Изначально, у нас не было большого опыта общения с подростками, мы не знали об отношении детей к подвигам, мы не представляли, кого современные школьники считают героями. У нас было только большое желание пробудить детей, вызвать их на серьезный разговор, заставить думать о серьезных вещах. Поэтому, чтобы узнать мысли детей, мы решили сделать своего рода замер – провести социологический опрос. За несколько дней до урока попросили учителя, раздать детям по две анкеты, чтобы они из предложенных 23 вариантов фамилий выбрали три – тех, кого они считают настоящими героями. В первой анкете нужно было выбирать из реальных людей, живших в прошлом или живущих сейчас, а во второй – из литературных и киноперсонажей. Чаще других в первой анкете дети выбирали Юрия Гагарина, Зою Космодемьянскую, Андрея Сахарова. Во второй – Андрея Соколова (Судьба человека), Сашу Акимова (к/ф «Брестская крепость»), Андрея Болконского (Война и мир), Робин Гуда.
В процессе урока мы хотели не просто обсудить подвиги, рассказать о героях, но и попытаться донести до детей очень тонкую, на наш взгляд, мысль, что в основе любого подвига лежит любовь: любовь к Родине (народу), любовь к Человеку, Любовь к Богу. Поэтому, чтобы лучше это раскрыть, кроме обсуждения выбранных детьми героев, мы планировали рассмотреть и свои заранее заготовленные примеры и контрпримеры.
То, что ребята отдали большое количество голосов с одной стороны за Андрея Сахарова и с другой - за Павла Корчагина предвещало бурную дискуссию между самими детьми. Но вышло все совсем не так. Первого мы с ребятами обсудили Юрия Гагарина.
Именно его 67 % детей считают настоящим героем. Несмотря ни на что, это имя и сегодня знает каждый в России. Но вот дальше разговор зашел о Зое Космодемьянской, которую в анкетах выбрало столько же ребят, сколько и Юрия Гагарина. И вот тут… О ужас… Мы ощутили на практике, что такое деисторизация (дегероизация) - http://gazeta.eot.su/article/nash-put-prodolzhenie-12. Стало понятно, что уроки мужества в школах нужны как воздух.
Так вот, мы попросили поднять руки тех, кто в анкетах отметил Зою Космодемьянскую. Тишина. Мы спросили, а кто знает, кто это. Сначала прозвучало, что это первая женщина, побывавшая в космосе, потом, что это летчица времен Великой Отечественной войны.
И только с третьей попытки одна девочка вспомнила, что Зоя Космодемьянская –партизанка. В чем конкретно заключался ее подвиг, никто из детей не сказал. Не знаю, как учитель проводил анкетирование, почему получились такие обнадеживающие нас результаты, но эти надежды на знания детей на уроке рухнули. Товарищи из других регионов не раз писали, что для некоторых детей героями являются Бетмен и Человек-паук. Возможно, в 5 классе найдутся такие, думали мы, но не в 11-м. Результаты опроса показали, что эти «герои» набрали по 8 % голосов. Перед уроком нам казалось, что это своеобразный детский стеб. Но это было не так. В классе эти персонажи вызвали одну из самых живых реакций, ребята очень активно стали приводить примеры их «подвигов». Эти бетмены и спайдермены являются героями для школьников не потому, что они их поступки ставят выше настоящих героев, а потому что о настоящих героях они просто не знают. И это не так уж безнадежно. Страшно, когда представители нашей элиты, зная подвиг, оскверняют его. http://komsomolrf.ru/ru/news/society/3503 Да, на этом уроке разбились надежды на то, что сегодняшнее поколение детей знает о наших героях. И в тоже время появилась надежда на самих детей. Пусть они не знают. В этом нет их вины. Но на уроке, не было никакого «ковыряния» в телефонах, шушукания между собой, мы не увидели безразличных глаз. Более того, у многих детей живой пытливый взгляд, о героях приходилось больше рассказывать нам, и эти рассказы ребятам были интересны. Да и нельзя сказать, что школьники совсем не знают о героях. Не знают, как этого хотелось бы нам. С другой стороны, когда мы произносили имя какого-нибудь героя, пусть один или два человека, но всегда находились те, кто знает о нем. Интересно, что Андрея Сахарова знают, как одного из создателей водородной бомбы, позволившей сохранить военный паритет с США, а не как «правозащитника». При обсуждении цены подвига, на примере поступка Анатолия Мерзлова, чувствовалось, что для ребят само понятие жертвенности вызывает восхищение, в отличие от многих либероидов, которые считают, что совершение подвига - это признак неблагополучия. http://www.echo.msk.ru/programs/assembly/1469646-echo/ Надо сказать, что сама идея, перед уроком провести анкетирование, возникла не на пустом месте. Подобный опрос проводился ФОМ в 2009 году. http://bd.fom.ru/report/map/press_r91209 Главный его результат, то, что почти 40 % россиян не могут назвать, кого считают настоящим героем. Это страшно. Вот и мы сделали свой замер. Это был не только сухой опрос среди респондентов, но и живое общение со школьниками. В конце урока, мы сказали ребятам, что не каждый способен стать героем, но каждый должен любить свою Родину, Человека, Бога (для верующих). Каждый должен быть честным и мужественным. Все эти чувства не рождаются вместе с человеком, а воспитываются в процессе жизни. А в качестве призыва прочитали стихотворение Э. Асадова «Учитесь», которое заканчивается следующими строками: С готовой, красивой душой навек Отнюдь не рождается человек, Ничто ведь само не строится, Уверен, что скромником и бойцом, Отзывчивым, умницей, храбрецом - Учатся и становятся! Но как это сделать? Легко сказать! Как сделать? А душу тренировать На искренность, на заботы. Как в спорте, как в музыке, как в труде Тренаж нужен людям везде-везде, Вот так и берут высоты. Высоты всяческой красоты, Любви и действительной доброты, И нечего тут стыдиться! Ведь ради того, чтоб не зря весь век Носили мы звание Человек - Стоит, друзья, учиться! В ответ прозвучали теплые аплодисменты детей. Для нас это было, как знак согласия. А значит… Дело наше отнюдь не безнадежно и проведение уроков мужества обязательно продолжится!